Будда был принцем. Он не страдал, но каким-то образом стал архетипом (символом) сострадания. Знаете эту легенду? Возможно, в её содержании вы найдете простые ответы на свои очень сложные ситуации.
До рождения Будды было предсказано, что он станет либо великим правителем, либо великим духовным учителем, и отец его пожелал, чтобы он стал политиком и прославил земли Индии своим справедливым и талантливым правлением. А посему родителями было принято решение оградить принца от любого духовного знания, а также и от самих страданий, чтобы ничего не вызвало у него интереса к духовной жизни. И маленький Будда жил во дворце, окруженный радостными лицами и весельем, он не видел страданий и горя. Он рос в любви. Постоянно в том дворце шли празднества, танцевали красавицы, пелись песни и праздновалась жизнь. Но любознательный юноша решил однажды посмотреть, что происходит за пределами дворца, и на тридцатом году своей жизни, выбравшись оттуда встретился с реальностью жизни. Он увидел “четыре зрелища”, изменившие (как указывают тексты) его последующую жизнь: нищего старика, больного человека, разлагающийся труп и отшельника.
А я думаю, что секрет его духовной зрелости и открытого разума не в том, что он увидел все эти несчастья (впрочем, естественные составляющие жизни), а в том, что изначально родители его берегли, и ум его пребывал в покое. Будда был принцем, он был счастлив.
Нам хочется верить, что любые страдания наши оправданы. Что это какой-то ценный опыт, который нас обогатит. Нам хочется знать, что в страданиях наших есть смысл, какая-то великая цель. И поиск её только продлевает страдания. Ведь если прямо сейчас расстаться с нелюбимым человеком, придется “выбросить потраченные годы жизни”, так ничего и не добившись и не доказав что он был неправ (?!). Ведь если прямо сейчас закончить ссору и выйти навстречу, он(а) так ничего и не поймет. Ведь если уйти с нелюбимой работы, то все эти годы — насмарку?
Поиск смысла в страдании продлевает страдание. Попытки найти в страдании ценность, обрести дзен сидя на муравейнике — тоже только продлевают страдания и дискомфорт.
Здорово быть человеком, ведь можно придумать смысл для чего угодно.
И можно придумывать смыслы вечно, совершенно ничего не меняя. И приплетать карму и самые разные теории, чтобы оправдать страх и бездействие и продолжать в них пребывать. Чтобы хаотичные повороты жизни называть ценными уроками и продолжать учиться (при этом некоторые экзамены приходится пересдавать снова и снова).
И искать смыслы там, где их нет, можно вечно. Но бессмысленные события остаются бессмысленными. Жестокость прямо сейчас остаётся жестокостью, даже если в перспективе она ведёт человечество к лучшей жизни. Сегодня — она жестокость. И она не оправдана.
Когда в терапевтическом исследовании, я оглядываюсь на свое прошлое, уже пережитое и отпущенное, меня неизменно преследует одна и та же мысль — все могло бы быть точно также, просто можно было бы не страдать.
Мне хорошо сегодня, а потому и на прошлое я смотрю с любовью. Было по-разному — весело, грустно, трепетно. Что-то казалось очень важным, какие-то моменты очень ярко запомнились. И все это окрашивает одна ясная мысль — все было бы точно также, если убрать оттуда страдания. Комплекс неполноценности, сомнения, страхи и неуверенность, беспокойства по поводу того, как я выгляжу со стороны — убери все это (а это все очень энергозатратно), и ничего не изменится.
Страдания даже не помогают в деле сострадания, они его не развивают, наоборот — они приковывают мертвой хваткой внимание к внутренней боли, полностью отключая боль, дискомфорт и любые другие чувства окружающих. Чем плотнее страдание, тем плотнее туман заслоняющий реальность прямо сегодня — лица детей, мужей, солнечный свет за окном, запах кофе и тысячи мгновений, которые никогда не повторятся — не видно, потому что их заслоняют бессмысленные страдания и попытки их оправдать.
В жизни достаточно боли, в ней нет никакого смысла. Думаете его нужно добавлять?
Я долго была заложником убеждения, что чтобы понять страдающих, надо страдать самому. А потом поняла, что это совсем необязательно. В какой-то момент мне просто надоело. К болезням, смертям, угрозам и всяческим мелким неудачам добавлять проблему смысла и ценность, которой я естественно в них не ощущаю.
Эмпатия и доброта — естественное свойство. И препятствием на пути к нему лежат только собственные страдания — желание, чтобы кто-то помог тебе — затмевают чужие чувства и потребности. Просто потому что когда у тебя что-то болит, много энергии уходит на то, чтобы справляться с собственной болью, и меньше — на то, чтобы жить. И ещё меньше на то, чтобы заметить других, живущих и чувствующих где-то поблизости.
Ведь будучи заложником своих непереработанных детских травм, мы транслируем их своим детям. Пытаясь дать им то, чего не было в нашем детстве, мы даем им не то, что им нужно, а то, что на самом деле нужно только нам, рождая у детей логичный вывод — почему ты не любишь МЕНЯ, почему не слышишь МОИ потребности. И передаем страдание их поколения в поколение.
Пытаясь оправдать прошлые неудачные отношения, боль от которых ещё свежа, найти в них смысл и уроки, мы привносим те же конфликты в новые отношения и таким образом получаем замкнутый круг.
В то время как в ясном и светлом уме, не зацикленном на поиске смысла страданий, на поиске оправданий несправедливостям судьбы, рождается больше здоровых решений, чем в уме омраченном неразрешимым вопросом поиска справедливости.
Уже не говоря о том, что если сегодня сделать что-то чтобы жизнь ваша стала комфортнее и спокойнее, это будет оправдано тем, что сегодня она будет комфортнее и спокойнее. (что далее передастся вашим детям, партнерам и всем, с кем вы соприкоснетесь).
Ведь суть послания Будды очень проста. Увидев смерть, болезни, нищету и отшельничество — он не познал великого смысла страданий.
Он познал их великое бессмыслие.
Катерина Суратова (с)