ИСПОЛНИТЕЛЬ или АВТОР?

Самым главным шагом на пути индивидуации — обретения целостности и самодостаточности, полноты жизни и стойкого позитивного самоощущения в ней — я называю переход от исполнительства к авторству. И эта тема затрагивается в каждой индивидуальной терапии, которую я веду. В жизни любого человека, стремящегося к полноценности (собственно, просто к счастью) обязательно наступает поворотный момент, когда надо перестать исполнять чужие запросы и стать автором собственной жизни. Это касается любви, работы, творчества, повседневности, того, как мы выглядим, что говорим в приватных беседах и публичных выступлениях, как мы грустим, что мы едим и к какому образу тела стремимся. Какую одежду выбираем. Это касается внешности, это касается режима дня. Суммы денег, которую мы просим за свою работу. Это про то, как мы воспитываем детей, как занимаемся сексом, что надеваем на первое свидание. Это обо всем. В любой деятельности, в любом поведенческом акте вы либо исполнитель чужой воли — чужого запроса видеть вас каким-то, либо автор и действуете изнутри, согласно собственным желаниями и ощущениям. Как в том анекдоте “я уже три месяца хожу к психологу и наконец начинаю не всем нравится”.

И конечно, этот переход сложный и связан с некоторыми психическими издержками — страхом, что тебя не примут, что над твоим мнением посмеются, что твой проект не будет пользоваться спросом, потому что в мире миллион психологов, преподавателей и косметологов, потому что все книги уже написаны и фильмы сняты. Потому что кто-то другой это делает лучше (как будто два человека в принципе могут делать одно и то же) Когда этот барьер преодолен, возникает следующая проблема — неувернность, что тебе хватит сил, знаний, умений и навыков на то, чтобы закончить начатое, стабильно работать или придерживаться выбранного образа жизни, не выгорая и не сворачивая с намеченного пути. И самая главная сложность — ты сам точно не знаешь, какое послание ты должен нести в мир и что из всего этого мыслительного хаоса действительно является твоим, а что — навязанным тебе обстановкой и окружением. Каким мыслям нужно следовать, а какие отпускать.

Поэтому большинство людей бегут от перехода из исполнительства в авторство столь долго, сколько это вообще возможно, прикрываясь этими “мне слишком рано” и “мне уже поздно”, “не та страна”, “не то время”, “не те обстоятельства”.  Убегая в созависимые отношения с верой в то, что если вам удастся подстроиться под запрос вашего партнера (тренера, учителя, родителя, соседей, друзей), вы обязательно станете счастливым. Некоторые пытаются организовать подобную созависимость с миром, оглядываясь по сторонам в попытках понять, что мир хочет от вас и как надо себя вести, чтобы “все было хорошо”.
В то время как у мира нет другого способа указать на путь вашей реализации, как только через ваши собственные мысли. Желания, рождающиеся в вашей голове.

Терапевтически этот переход от исполнительства к авторству можно совершать через смену позиции ребенка на позицию взрослого (классика психотерапии). Через смену позиции жертвы (внимание на обстоятельствах) на позицию свободы и ответственности (внимание на собственной воли). Но я, кажется, осознала ещё один и гораздо более безболезненный путь — через творчество. Имея в виду под этим не создание картин и книг, а именно сосредоточение на акте творения в каждом действии, которое мы совершаем.

В действительности только творчество является ключевым отличием людей от животных. Самосознание имеет смысл только там, где мы можем осознать себя автором своих действий. Где мы можем задаться целью что-то создать и осуществить задуманное. Человеческий мозг получает наибольшее удовольствие не тогда, когда следует инстинктам, а когда может решить задачу, сознательно им же поставленную. 

В то время, как деятельность, полностью лишенная элемента созидания, элемента авторства — опустошает, погружает в инертность, уныние и усталость.

Когда мы чувствуем себя заложниками чужого запроса — относительно работы, внешности, поведения, “хорошего” материнства —  мы тратим на смирение с этой позицией жертвы огромное количество сил, практически ничего не получая взамен. Потому что чужое удовлетворение нами может удовлетворить нас лишь совсем не надолго, а чужие запросы всегда бесконечны.
И в то же время в любое действие можно внести элемент творчества — простое понимание, что именно вы это делаете или что вы делаете именно это. Элемент свободы.

Поэтому курс “Как создавать” я называю фундаментальным. Я действительно ставлю целью помочь участникам решиться создать (и не растерять по дороге мотивацию и вдохновение) что-то конкретное, что они сами для себя выберут. Но главным образом, речь идет о том, чтобы стать творцом собственной жизни. И жить её как захочешь.

В этом курсе мы будем возвращаться к себе через несравнимо приятный творческий процесс.

И если вы готовы к этому путешествию — https://mindfocus.me/c9/  Набор в группу открыт.
А если пока не время (совсем как в первом абзаце) — попробуйте пока просто сосредоточиться на процессе созидания. Сколько процентов вашего сегодняшнего дня вы чувствовали себя автором собственной жизни, а сколько — исполнителем чужого запроса?
Попробуйте увеличить этот процент. Потом ещё увеличить его. И так до тех пор, пока не настанет заветное “я делаю только то, что хочу, и, поверьте, это всегда прекрасно сделано”.

Вы можете тренировать эту позицию авторства в любой области, каждый раз задавая себе простой вопрос “Где здесь я?”, “А что бы сказала… (подставьте свое имя)” — по поводу интерьера, одежды, еды, работы и свободного времяпрепровождения.
Учитесь слышать себя, до тех пор пока точно не узнаете, что единственный запрос мира к вам — это чтобы вы были спокойно и последовательно осуществляли желания, которые мир через вас же транслирует.

 Ибо у реальности нет других рук кроме ваших, чтобы разворачиваться последовательно и прекрасно.

(с) Катерина Суратова

Понравилась статья?
Подписывайтесь на нас и читайте новые материалы:

Поделиться этой записью через

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в whatsapp
Поделиться в twitter
Поделиться в telegram