М и Ж (продолжение)

Тема полоролевой идентичности — сложная. Шаг в сторону и тебя обвиняют в сексизме. Шаг в другую — и ты стираешь какие-либо различия между мужчинами и женщинами, что тоже неверно, потому что противоречит биологии (из которой вытекает психология). Тема сложная, потому что для большинства людей этот вопрос не решен. Между состоянием брошенного ребенка, пытающегося всеми силами заслужить любовь другого живого существа и целостной личностью, которая ни с кем не конкурирует и никому ничего не доказывает — огромный путь, который мы зовем Индивидуацией. В начале этого пути различия полов не имеют значения (потому что брошенный ребенок — это брошенный ребенок, не важно мальчик или девочка). В конце пути эти различия также стираются — потому что по итогам самодостаточность — это успешный симбиоз “мужского” и “женского” начал в одной личности — то есть способность любить (реализовываться чувственно) и способность работать (реализовываться творчески). Но важная часть пути лежит через осознание и преодоление этих различий.

Начнем с того, что ребенок живет и растет в теле матери, и сначала составляет с ним одно целое, а затем является продолжением материнского тела. В первый год жизни коммуникация ребенка с миром происходит преимущественно через мать и её функции (кормление, объятия и т.д.). Изначальная идентификация всех детей — это идентификация с матерью. Мать в отношениях с ребенком дает ему право быть удовлетворенным в жизни физически и чувственно.
Затем в сфере внимания ребенка появляется отец, чья задача — разбить симбиоз ребенка с матерью и направить внимание ребенка направить в социальный мир. “Отцовские функции” — это объяснить ребенку правила в мире людей, указать место, которого ребенок в этом мире достоин. Биологическая роль отца для ребенка не очевидна, он воспринимается им, как представитель социальной реальности, и в зависимости от его места в ней и его стиля коммуникации с ребенком — дети обоих полов делают заключение о том, чего они достойны в мире за пределами семьи. До этого момента речь идет о базовых характеристиках личности (вне различия полов) — базовая самооценка, чувство безопасности и т.д. Но вот в игру вступает гендер…

В возрасте 3-4 лет ребенок начинает замечать, что люди устроены физиологически неодинаково, что мама, папа и другие люди выглядят и ведут себя по-разному. Он узнает также, что детей рожают женщины и пытается понять, какую роль в этом процессе играют мужчины. Здесь его мир делится на две части — на женский и мужской. И ребенок вынужден отказаться от одной из фантазий — он понимает, что не может в будущем стать одновременно отцом (обладающим силой и властью) и матерью (обладающей способностью дарить жизнь другому существу). Ассоциации, лежащие за образом женщины или мужчины, могут отличаться в зависимости от распределения ролей в семье. Но они очень важны для ребенка — поскольку являются источником его жизни

Наблюдая поведение, отношения родителей между собой, роль в семье одного или другого родителя, а также свои собственные отношения с каждым из них ребенок выбирает идентификацию, — мужскую или женскую. Чаще всего, следуя биологии мальчики выбирают идентификацию с отцом, а девочки оставляют изначальную идентификацию с матерью. Но бывает иначе.. в семьях, где сильны гендерные стереотипы и быть женщиной невыгодно (ибо “её место только на кухне, а её тело — лишь контейнер для детей”) девочки выбирают себе мужскую идентификацию и впоследствии делают акцент на социальной реализации, теряя контакт и контроль над чувственным миром.

Также мальчики, не имеющие доступа к отцу (потому что он отсутствует физически или эмоционально или потому что он слишком авторитетный и недоступный для контакта с ребенком). иногда оставляют идентификацию с женщиной, закрывая для себя возможность развиваться профессионально и завоевывать социальный мир, но при этом оставаясь тонко чувствующими личностями.
“Идентифицироваться” для ребенка — значит, выбрать поведенческие модели, реакции, черты характера, принадлежащие матери или отцу. А также выбрать область реализации — преимущественно социальную или чувственную.

Но память о потерянном рае, где не было выбора и различий, остается. Поскольку на пути развития каждому из нас пришлось сделать выбор в пользу того или иного самоопределения, способа функционирования, откинув другой, мы ощущаем себя нецелостными и неполноценными. Мы думаем что рай вернут нам отношения с другим человеком (чей выбор был сделан в пользу другой идентификации). На людей, с которыми мы в эти отношения вступаем мы проецируем образ внутреннего мужчины или женщины — той части себя, от которой мы отказались в процессе психического развития. Думая, что союз с таким человеком сделает нас полноценным и счастливым.

Как бы не так. Удовлетворение приходит лишь ненадолго. Поскольку, если речь идет о нашем собственном содержании — ни один другой человек никогда не будет полнстью ему соответствовать. Нам все равно будет хотеться переделать его “под себя” — чтобы он больше походил на нашего внутреннего мужчину или женщину. Больше зарабатывал, был известнее, нежнее, сексуальнее, активнее или спокойнее и так далее.
Индивидуация, самодостаточность — это развитие и раскрытие в своей личности всего внутреннего материала. И пока этого не происходит — не будет покоя ни нам, ни нашим партнерам.

Согласно Юнгу, одной из самых и губительных сил являются нереализованные творческие способности. А корень невроза — в подавлении чувственного материала, который мог бы обогатить личность (если бы не вступал в противоречие с сознательным образом себя, сформированным в процессе детско-родительских отношений).
Продолжим тему?

P.S. Стать самому себе родителем, научиться закрывать “материнские” и “отцовские” функции, дать самому себе разрешение быть красивым, успешным, полноценным и счастливым — задачи курса Быть и Иметь. В это длинное терапевтическое путешествие мы отправляемся в это воскресенье. Запись на курс по ссылке //mindfocus.me/c6/?gcpc=cf9c4

(с) Катерина Суратова

Понравилась статья?
Подпишись на мои аккаунты чтобы не пропустить новые материалы:

Поделиться этой записью через