ПУСТОТА ИЛИ ПЕРЕПОЛНЕННОСТЬ

Есть такая индийская практика медитации — Випассана. Суть Випассаны — в обучении видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, видеть природу вещей. В современном мире этой практике обучают в формате 10 — дневных курсах, которые проходят по всему миру в специально организованных центрах.Методика и формат обучения не зависят от места и представляют собой примерно одну и ту же схему, включающую в себя обет молчания, воздержание от любого рода активности (кроме собственно медитативной), постоянное пребывание в тишине, отказ от какого-либо рода информации и многочасовую ежедневную практику сидячей медитации. То есть вы приезжаете в специально организованное место, сдаете организаторам телефоны, блокноты, книги и прочие вещи, которые могли бы вас отвлекать и на 10 дней погружаетесь в «тишину» под руководством опытного учителя, который ежедневно дает наставления в практике (на чем и как концентрироваться и дает рекомендации по поводу контроля над собственным умом, что является залогом успешной практики).
По итогам, предполагается, что вы знакомитесь с собой. Вне контекста любого рода общения, без каких-либо ярлыков. Вы все равно можете испытывать гамму эмоций и различных ментальных состояний, но в отсутствии возможности «привязывать» их к внешним объектам, погружаетесь исследовании их природы. И обнаруживаете, что природа любой вещи и любого явления — пустота.

В полную противоположность этой практике существует одно интересное, хоть и не весьма популярное сегодня направление психоанализа. В отличии от стандартной психотерапии, где вы встречаетесь с терапевтом один или несколько раз в неделю, здесь вы буквально с головой погружаетесь в терапию и личные истории. Формат следующий — на 2 недели вы уезжаете из дома и на протяжении 14 дней проходите экспрессивную психотерапию ежедневно по 3 часа в день, с последующим прослушиванием записи сессий. То есть каждый день вы ходите к аналитику и по три часа рассказываете истории из собственной жизни (при этом терапевт лишь иногда направляет вашу речь, то есть только помогает вам рассказывать, давая минимум интерпретаций и уж конечно никаких советов). Все эти монологи записываются на пленку и в тот же день, по условиям терапии, вы должны прослушивать записи сессий. То есть вы выслушиваете собственные истории по 6 часов ежедневно на протяжении 14 дней. И как вы думаете, какой эффект получается от этой практики? Очень просто — через непродолжительное время вы замечаете, что состоите из весьма ограниченного количества историй, а ещё чуть позже обнаруживаете, что эти истории довольно скучны (хотя изначально они вам, разумеется, казались исключительно важными и интересными). Вы получаете чувство усталости от самих себя и осознаете вдруг, что сами истории мало что значат и не так уж сильно вас обуславливают, но вы сами цепляетесь и привязываетесь к ним. Зачем? Что бы быть личностью, чтобы заполнить чувство внутренней пустоты, чтобы создать чувство собственной значимости и, в конечном итоге, чувство собственной реальности и продолжительности во времени. Это и есть то, чем мы все перманентно занимаемся, по крайней мере, до тех пор, пока не встаем на путь самоисследования — мусолим одни и те же истории, временами меняя персонажей и незначительно совершенствуя сюжеты повествований.

То есть интересным образом, обе практики, оба метода — восточный и западный — кардинально различными путями ведут вас к одному и тому же. Познанию собственной природы. Познанию пустоты. Но пустоты не как чего-то страшного, а скорее — как гигантского потенциала жизненности и творчества, которым обладает каждое мгновенье нашего существования. Оба метода при этом являются, так сказать, техникам для «смелых и отважных», готовых потратить изрядное количество времени и внутренних ресурсов на самоисследование. В то же время, любая, пусть даже не продолжительная, но регулярная практика является постепенным движением в этом направлении. Любите молчать — выбирайте технику остановки внутреннего диалога и посвящайте ей 40-60 минут ежедневно. Любите поговорить — идите к психотерапевту или рассказывайте свои истории вслух сами себе.

И со временем вы увидите, что в какую бы сторону вы ни пошли, вероятность неправильного действия равна нулю. Сумма всех действий также равна нулю. А совершенство — судьба всего.

Понравилась статья?
Подписывайтесь на нас и читайте новые материалы:

Поделиться этой записью через

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в whatsapp
Поделиться в twitter
Поделиться в telegram